Техподдержка для государственных заказчиков:   gz89@krista.ru
Техподдержка для муниципальных заказчиков:   mz89@krista.ru
КОНТАКТЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Техподдержка для государственных заказчиков:   gz89@krista.ru
Техподдержка для муниципальных заказчиков:   mz89@krista.ru
  • Главная
  • Для заказчиков
  • Методические рекомендации
Методические рекомендации по проведению в органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, государственных учреждениях и иных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа, осуществляющих закупки в соответствии с федеральными законами от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», работы, направленной на оптимизацию, обеспечение прозрачности и доступности процедуры государственных закупок

Настоящие Методические рекомендации подготовлены во исполнение пункта 3 Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Ямало-Ненецком автономном округе на 2020 – 2022 годы, утвержденного распоряжением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 марта 2020 года № 64-Р, и направлены на оказание консультативной и методической помощи органам государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, государственным учреждениям и иным организациям Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ, органы, организации соответственно) в проведении работы, направленной на оптимизацию, обеспечение прозрачности и доступности процедуры закупок, осуществляемых в соответствии с федеральными законами от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – закупки, Федеральный закон № 44-ФЗ и Федеральный закон № 223-ФЗ соответственно).

Настоящие Методические рекомендации не направлены на оказание консультативной помощи комиссии по осуществлению закупок при осуществлении полномочий, предусмотренных частью 8 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

Предлагаемый алгоритм работы направлен, в первую очередь, на устранение (снижение) случаев применения способа закупки «у единственного поставщика», применение конкурентных процедур (конкурс, аукцион), установление единых требований к процедурам закупки.

При осуществлении соответствующих мероприятий органу (организации) необходимо исходить не только из принципа законности, но и из принципа результативности проводимых мероприятий (принцип ориентации на результат) и принципа учета имеющихся в распоряжении органа (организации) ресурсов (человеческих, финансовых и иных).Таким образом, реализация в органе (организации) мероприятий, предусмотренных в настоящих Методических рекомендациях, должна осуществляться исходя из фактических возможностей органа (организации).

В целях осуществления качественной работы, направленной на устранение (снижение) случаев применения способа закупки «у единственного поставщика» рекомендуется определить ответственного служащего (работника) (ответственных служащих (работников)), на которого возложить преимущественно функции, связанные с оптимизацией процедур закупок, обеспечением прозрачности и доступности процедуры закупок, в частности, в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.

В этой связи руководителю органа (организации) целесообразно организовать повышение квалификации такого сотрудника (таких сотрудников) по дополнительной профессиональной программе по вопросам, связанным с осуществлением закупок.

Кроме того, целесообразно организовать ежегодную добровольную оценку знаний служащих (работников) по вопросам, связанным с осуществлением закупок, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, другими федеральными законами, особое внимание при этом уделив вопросам, связанным с информационной открытостью закупок.

Указанная оценка знаний может проводиться в форме тестирования с перечнем открытых и закрытых вопросов.

В рамках оценки знаний рекомендуется также организовать рассмотрение типовых ситуаций, когда проведение конкурентных процедур не приводит к заключению контракта, или приводит к заключению контракта у единственного поставщика.

В указанных типовых ситуациях рекомендуется проверить, во-первых, насколько служащий (работник) знает порядок осуществления действий, направленных на соблюдение положений Федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, а также других нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере закупок, во-вторых, насколько он готов воспроизвести такой порядок в действительности.

Для повышения качества проводимой работы необходимосоставить базу типовых ситуаций, когда проведение конкурентных процедур не приводит к заключению контракта, или приводит к заключению контракта у единственного поставщика. Впоследствии необходимо определить причины, повлиявшие на неудовлетворительный результат проведения конкурентых закупок.

Как правило, к таким причинам может относиться:

  • занижение размера начальной (максимальной) цены договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (далее – контракт), цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги;
  • установление завышенных требований к закупаемым товарам, работам, услугам;
  • установление невыполнимых сроков исполнения контрактов;
  • объединение в один лот товаров, работ, услуг с различными лицензионными требованиями и допусками;
  • объединение в один лот товаров, работ, услуг с различными условиями поставок;
  • установление завышенных требований к срокам гарантии;
  • установление высокого уровня обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке и уровня обеспечения контракта.

Помимо этого, основной причиной несостоявшихся закупок является их несвоевременное информационное освещение. В планах-графиках закупок несвоевременно отражается информация о запланированных закупках.

 

В целях устранения (снижения) случаев применения способа закупки «у единственного поставщика» необходимо соблюдать следующие правила при осуществлении закупок.

Следует обратить внимание на предмет закупки и введенный код ОКПД, они должны соответствовать друг другу. Предмет контракта должен соответствовать наименованию соответствующего кода ОКПД, поскольку в противном случае затруднен поиск лота.

Предмет закупки должен быть написан с использованием ключевых слов и отражать суть закупки.

Заказчик не должен производить укрупнение или объединение лотов в целях уменьшения количества возможных поставщиков. В частности, ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. Следует отметить, что вопросы корректности укрупнения или объединения лотов не всегда однозначны. Например, проведение закупки на разработку проектно-сметной документации и строительства объекта обычно ранее рассматривалось, как 2 разных предмета закупок, которые требуют различных лицензий СРО. Но в то же время надо учитывать, что в соответствии с действующим законодательством допускается объединение данных работ в одной закупке (заключение контрактов жизненного цикла, строительство объектов в соответствии с частью 56 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ).

При анализе начальной (максимальной) цены контракта необходимо обратить внимание на её обоснованность. Иногда обоснование делается формально. В приказе Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» говорится о представлении сравнения цен не менее чем от трех поставщиков. При этом в качестве обоснованной начальной (максимальной) цены контракта по конкурентной закупке рекомендуется принимать среднее значение из поступивших предложений.

Сроки выполнения контракта должны быть проверены на их реалистичность.

При формировании требований к участникам закупки необходимо исключить необоснованные квалификационные и иные завышенные требования.

При анализе технического задания необходимо обратить внимание на разумность установленных требований, особенно - любых жестко ограниченных характеристик, оценивая их влияние на конечный достигаемый по итогам закупки результат. Также это относится к установлению сроков гарантий, превышающих сроки, установленные производителями закупаемых товаров.

Кроме соблюдения вышеуказанных правил при осуществлении закупок необходимо учесть следующее.

При закупке определенных работ и услуг отсутствует возможность увеличить конкуренцию по причинам того, что исполнение контракта возможно только лицом, обладающим исключительными правами на определенные объекты. Данные ситуации, например, встречаются при закупке услуг на сопровождения автоматизированных информационных систем, при условии, что исключительные права на программный продукт, используемый в такой системе, принадлежат одному лицу. В случае проведения таких закупок рекомендуется устанавливать срок исполнения контрактов на срок действия бюджета автономного округа (до 3 лет).

В соответствии со статьей 46 Федерального закона № 44-ФЗ установлен запрет на проведение переговоров с участником закупки. При этом законодательством не установлен запрет на распространение информации о планируемых и проводимых закупках после опубликования соответствующей информации в единой информационной системе в сфере закупок. В связи с этим в целях улучшения прозрачности и доступности процедуры закупок рекомендуется проводить дополнительное доведение до потенциальных участников информации о закупках. К потенциальным участникам можно отнести следующих юридических и физических лиц:

  • направлявших ранее в адрес заказчика коммерческие и ценовые предложения на закупаемые товары, работы, услуги;
  • исполнивших в полном объеме без применения штрафных санкций контракты на аналогичные поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в автономном округе;
  • разместивших в свободном доступе информацию о готовности обеспечить аналогичную поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.